... > Этика и эстетика > Проблема прогресса морали....

Проблема прогресса морали. Критерий нравственного прогресса

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Нравственность меняется выражение в гуманистических принципах «Высокая мораль» принцип ненасилия и демократического согласия традиционализма холизма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Развивается ли нравственность? Становится ли она в ходе человеческой истории более совершенной? Являют ли собой современные люди моральные образцы, достойные подражания? Эти 3 вопроса не праздны, ибо касаются нашей сегодняшней жизни, ее оценки в свете моральных требований, а значит, и нашей самооценки как представителей определенной эпохи.

Нравственность меняется. Во всей истории вплоть до сегодняшнего дня мы можем проследить, хотя и медленно, но проникновение идей «высокой морали» в разные сферы общественного сознания. Так, они находят выражение в гуманистических принципах: в идее ценности жизни каждого человека, в представлении о его неотчуждаемых правах и свободах, во взгляде человека как неповторимую индивидуальность. Средства массовой информации проповедуют эти идеи, вошедшие в крупнейшие международные документы, принятые мировым сообществом в XX в.

«Высокая мораль» проникает в наши дни даже в те сферы, которые как бы всегда находились за гранью обычной морали. Формируется принцип ненасилия и демократического согласия, предназначенный для регуляции отношений, как во внешней, так и во внутренней политике. Кроме того, экологическое движение все более заставляет общественное сознание перенести этическое гуманистическое отношение на всю окружающую природу, которая начинает восприниматься как живая, наделенная субъективностью, душой, родственная человеку и заслуживающая вполне «человеческого» отношения. Наконец, совместное рыночное производство самой жестокостью своих конкурентных требований вызвало к жизни массовое проявление таких морально-практических качеств, как честность, исполнительность, добросовестность, уважение чужих потребностей и прав, соблюдение договоров. Если сравнить эти явления с теми нравами, которые господствовали в далеком, да и не столь далеком прошлом, то мы увидим явное движение вперед.

История полна ужасов, жестокостей, кровопролитий, не ограниченных практически ничем. И в средневековье, да и в Новое время цена человеческой жизни была крайне низкой, никому и в голову не приходило, что крестьян или солдат нужно беречь, рабочим создавать условия, а военнопленных миловать. Алкоголизм, наркомания, проституция приняли во 2 половине века массовый характер. Рабство, торговля людьми, которые, казалось бы, остались в далеком прошлом, с размахом практикуются и в наши дни. Сознание молодежи формируют СМИ, наводящие экран жестокостью, садизмом, холодным любопытством по отношению к смерти и страданию. Многие выдающиеся философы и культурологи нашего времени бьют тревогу и определяют наличие состояния дел как кризис культуры, кризис цивилизации, кризис разума и нравственности. И что последует за ним — смерть или выздоровление? Существует 2 различные точки зрения, 2 различных ответа на этот вопрос. Это точки зрения традиционализма и холизма.

С точки зрения традиционализма мир развивается циклично. Изначальный принцип проходит путь человеческой истории, которая включает ряд нисходящих фаз от легендарного «золотого века» к настоящему дню, который максимально удален от первоначала. Заключением последней фазы является конец света, который кладет предел одному циклу и является исходным пунктом для следующего. Традиционализм видит современную цивилизацию как «мир Дьявола», как выражение конца — «темного века», «железного века». Обычного житейского выхода из наличной ситуации нет.

Однако не все смотрят на перспективу так мрачно. В XX веке возник принцип холизма, усматривающий перспективы человечества — культурные и нравственные — в изменении установок сознания. Холизм направлен против главного социального и морального зла совр мира: атомизации и конфронтации, против эгоистической самозамкнутости индивидов, народов и социальных групп, приводящей к войнам, разрушениям, ненависти. Принятие мира в целостности его противоречий, в его диалекте делает человека справедливее и добрее, помогает стать ему действительно нравственным. Идеи холистического поведения пророчат человечеству доброе будущее.