... > Этика и эстетика > Проблема возникновения морали....

Проблема возникновения морали. Основные этические концепции происхождения нравственности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

происхождении морали креационистских идеалистических натуралистических антропосоциогенеза диалектико-материалистическую утилитаризма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Исходной проблемой этики был и остается вопрос о природе и происхождении морали. В зависимости от определения ее оснований все имеющиеся в истории этики учения можно условно свести к трем основным типам.

  • Первый — включаете себя большинство креационистских и идеалистических концепций морали, где ее основанием считается божественное либо иное внеисторическое, трансцендентально-заданное начало, внешнее бытие человека. Этот тип охватывает собой различного вида религиозные системы морали, а также представления о ее априорной сущности (Кант), абсолютной идеальной заданности (Платон) и др.

  • Второй тип включает представления, базирующиеся на натуралистических (эволюционистских) основаниях морали, где нравственные свойства человека выводятся непосредственно из его биологически заданной в эволюции «животной» природы.

  • Теории третьего типа выводят нравственные требования из социально-исторических условий человеческого бытия. К ним относятся все моральные учения, опирающиеся на принцип историзма в развитии, на теорию антропосоциогенеза, включая и диалектико-материалистическую теорию этики.

Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в V в. до н. э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы: гедонизм (от греч. — удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научить понимать различие между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами — имуществом и другими заботами.

Представители эвдемонизма (от греч. — счастье) как разновидности антропологического учения считали счастье исходным принципом нравственности, ее главной целью. Счастье как высшее моральное благо не сводится к сиюминутным телесным удовольствиям, а представляет собой совокупность физических и духовных ценностей. Так, например, счастье, по Сократу, — это достижение внутренней свободы и самосознания личности. Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике являются Ф. Аквинский, Д. Юм, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционеры-демократы XIX в. и другие мыслители. В современных условиях антропологическая этика представлена в трудах американского философа Э. Фромма и других философов.

Концепция утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

XYZ School

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748