Проблема возникновения морали. Основные этические концепции происхождения нравственности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Исходной проблемой этики был и остается вопрос о природе и происхождении морали. В зависимости от определения ее оснований все имеющиеся в истории этики учения можно условно свести к трем основным типам.
Первый — включаете себя большинство креационистских и идеалистических концепций морали, где ее основанием считается божественное либо иное внеисторическое, трансцендентально-заданное начало, внешнее бытие человека. Этот тип охватывает собой различного вида религиозные системы морали, а также представления о ее априорной сущности (Кант), абсолютной идеальной заданности (Платон) и др.
Второй тип включает представления, базирующиеся на натуралистических (эволюционистских) основаниях морали, где нравственные свойства человека выводятся непосредственно из его биологически заданной в эволюции «животной» природы.
Теории третьего типа выводят нравственные требования из социально-исторических условий человеческого бытия. К ним относятся все моральные учения, опирающиеся на принцип историзма в развитии, на теорию антропосоциогенеза, включая и диалектико-материалистическую теорию этики.
Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в V в. до н. э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы: гедонизм (от греч. — удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научить понимать различие между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами — имуществом и другими заботами.
Представители эвдемонизма (от греч. — счастье) как разновидности антропологического учения считали счастье исходным принципом нравственности, ее главной целью. Счастье как высшее моральное благо не сводится к сиюминутным телесным удовольствиям, а представляет собой совокупность физических и духовных ценностей. Так, например, счастье, по Сократу, — это достижение внутренней свободы и самосознания личности. Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике являются Ф. Аквинский, Д. Юм, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционеры-демократы XIX в. и другие мыслители. В современных условиях антропологическая этика представлена в трудах американского философа Э. Фромма и других философов.
Концепция утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.