Профессиональная этика, сущность и функции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Профессиональная этика — совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу своей профессии и в конечном счете к обществу в целом.
Профессиональная этика изучает:
Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности.
Нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга.
Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии.
Особенности профессионального воспитания.
Функции профессиональной этики:
Оценочная — дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.
Регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.
Организационная — служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.
Управляющая — является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.
Мотивационная — формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.
Координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.
Регламентирующая — направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.
Воспроизводственная — позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.
Воспитательная — воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.
Коммуникативная — помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.
Оптимизирующая — способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.
Стабилизирующая — способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.
Рационализирующая — облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.
Превентивная — предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.
Прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.
Разрешения противоречий — способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Информационная — приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.
Социальная — способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.
Социализирующая — служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.