Происхождение и история кодекса профессиональной этики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Кэрол Льюис считает, что кодексы этики существовали с незапамятных времен. Она пишет, что со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа, законодатели и исполнители исходили из того, что легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно. В результате кодифицированные нормы поведения стали повсеместно применяться для разъяснения того, что понимается под приемлемым поведением. Одним из старейших кодексов этики является Афинская клятва.
Кодексы этики в государственном управлении — явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления.
В 1981 г. после шестилетнего обсуждения, ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Администрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти, которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.
Теоретические основы. Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к проповедничеству, расплывчатости, возвышенности и банальности.
По мысли Льюис, кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики "полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения.