Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Правила речевого этикета Официальность Равенство Степень знакомства Взаимоотношения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Правила речевого этикета часто применяются в так называемых этикетных ситуациях. Этикетной может быть практически любая ситуация делового общения, в которой участники общения существенно различаются по своим социальным признакам (пол, возраст, социальное положение, степень родства и т. д.) и выстраивают свою модель общения с учетом данных различий. Ситуации же, в которых эти признаки взаимно не принимаются в расчет и не влияют на стратегию общения, строго говоря, не являются этикетными.

К числу этикетных ситуаций повседневно делового этикета относятся: приветствие, прощание, извинение; благодарность, поздравление, просьба, отказ, возражение, совет, беседа, повседневное застолье и др. Для повседневного делового общения имеют особое значение время и место общения, поэтому к перечисленным ситуациям добавляют еще ситуации общения на улице, в транспорте, магазине, в официальных учреждениях и т. д. Набор ситуаций в принципе невелик, но из-за того,что они варьируются в зависимости от множества характеристик (пол, возраст, социальное положение, время суток, обстановка и т.д.), каждая из них приобретает неповторимый характер.

Основные опорные моменты в выборе одной из форм общения:

  • Степень знакомства коммуникантов. «Вы» применяется в общении с незнакомым, малознакомым адресатом, «ты» — с хорошо знакомым.

  • Официальность (неофициальность) обстановки общения. «Вы» применяется в официальной обстановке, «ты» — в неофициальной.

  • Взаимоотношения коммуникантов. «Вы» применяется в случае, если отношения сдержанные, подчеркнуто вежливые, холодные и т.п.; «ты» — когда взаимоотношения дружеские, интимные, фамильярные, теплые и т.п.

  • Равенство (неравенство) статусно-ролевых позиций партнеров. Равны, как правило, позиции «начальник — начальник» или «подчиненный – подчиненный», коллеги и т.д. Неравенство позиций в обобщенном виде помечается как отношения типа «начальник — подчиненный».

Правила для говорящего и для слушающего теснейшим образом связаны, так как говорящий и слушающий — две неразрывные стороны общения.

Выделяют девять правил этикета для говорящего:

  • Уважительность, доброжелательность к адресату.

  • Говорящему предписывается проявлять вежливость.

  • Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное "я".

  • Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего.

  • Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.

  • Говорящий должен следовать логике развертывания текста.

  • Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены.

  • Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста.

  • Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его.

Zaka-zaka [CPS] RU + CIS

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748