Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Правила речевого этикета часто применяются в так называемых этикетных ситуациях. Этикетной может быть практически любая ситуация делового общения, в которой участники общения существенно различаются по своим социальным признакам (пол, возраст, социальное положение, степень родства и т. д.) и выстраивают свою модель общения с учетом данных различий. Ситуации же, в которых эти признаки взаимно не принимаются в расчет и не влияют на стратегию общения, строго говоря, не являются этикетными.
К числу этикетных ситуаций повседневно делового этикета относятся: приветствие, прощание, извинение; благодарность, поздравление, просьба, отказ, возражение, совет, беседа, повседневное застолье и др. Для повседневного делового общения имеют особое значение время и место общения, поэтому к перечисленным ситуациям добавляют еще ситуации общения на улице, в транспорте, магазине, в официальных учреждениях и т. д. Набор ситуаций в принципе невелик, но из-за того,что они варьируются в зависимости от множества характеристик (пол, возраст, социальное положение, время суток, обстановка и т.д.), каждая из них приобретает неповторимый характер.
Основные опорные моменты в выборе одной из форм общения:
Степень знакомства коммуникантов. «Вы» применяется в общении с незнакомым, малознакомым адресатом, «ты» — с хорошо знакомым.
Официальность (неофициальность) обстановки общения. «Вы» применяется в официальной обстановке, «ты» — в неофициальной.
Взаимоотношения коммуникантов. «Вы» применяется в случае, если отношения сдержанные, подчеркнуто вежливые, холодные и т.п.; «ты» — когда взаимоотношения дружеские, интимные, фамильярные, теплые и т.п.
Равенство (неравенство) статусно-ролевых позиций партнеров. Равны, как правило, позиции «начальник — начальник» или «подчиненный – подчиненный», коллеги и т.д. Неравенство позиций в обобщенном виде помечается как отношения типа «начальник — подчиненный».
Правила для говорящего и для слушающего теснейшим образом связаны, так как говорящий и слушающий — две неразрывные стороны общения.
Выделяют девять правил этикета для говорящего:
Уважительность, доброжелательность к адресату.
Говорящему предписывается проявлять вежливость.
Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное "я".
Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего.
Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.
Говорящий должен следовать логике развертывания текста.
Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены.
Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста.
Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его.