1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА >
  4. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА ФОМЫ АКВИНСКОГО

Синтетическая этика Фомы Аквинского

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Синтетическая этика Фомы Ф. Аквинский «Сумма теологии» моральное учение учение о спасении воля Свобода Добродетели человека монастику экономику политику
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225— 1274) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в контексте христианского вероучения.

Ф. Аквинский выделил три части этики:

  • монастику, под ней он подразумевал обусловленность поступков человека высшей целью;

  • экономику, в это понятие включались добродетели, которые присущи людям как частным лицам;

  • политику как гражданское поведение людей.

А в труде «Сумма теологии» мыслитель выделил три основных предмета своего философского исследования. Это Бог, путь к Богу и Христос, который в качестве человека является путем к Богу. Последние два — это и есть моральное учение и учение о спасении. Они непосредственно касаются вопросов этики, неотделимых от метафизики, так как мораль является своего рода продолжением творения.

Ф. Аквинский полагал, что воля извне ориентирована разумом, внешним двигателем, который сообщает ей спонтанность и гарантирует ее свободу. Таким разумом является Бог. Мораль же практически является организацией движения к Богу. Значимыми способностями человека становятся, таким образом, соединенные между собой воля и разум. Разумность воли в целеустремленности ее к высшей цели, которая и есть Бог.

Свобода у Ф. Аквинского трактуется через произвольность действия. Воля, которая обречена в союзе с интеллектом реализовывать выбор целей, рассматривается мыслителем с двух разных позиций: как желание установленной цели и как потребность в средствах, необходимых для достижения цели. Воля, которая достигла своей цели, выглядит как наслаждение.

Таким образом, одной из главных проблем для Фомы становится соотнесение человеческих действий с благом. Но при этом не всякое действие, которое совершает человек, состоящий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Человечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первоначально Богом. Это означает, что мера человечности действия является мерой его подчиненности разуму.

Использовать во зло, так как через него в человеке проявляет себя Бог. Добродетели человека — это все способности души, а именно: разум, воля, желание. С учением о добродетели у Ф. Аквинского тесно связано учение о грехе, который представляется им как уклонение от благих целей. Качество, которое характеризует отклоняющую волю, называется злонамеренным. Грех является нарушением законов Тяжесть греха человека зависит от греховного действия.

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств
Доступно в ПК-версии сайта
Баннер перед загрузкой видео

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.