Сословно-корпоративная мораль феодального общества
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог — объективный, безусловный, единственный источник морали. Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль.
Для христианской этики Средневековья характерны:
пессимистический взгляд на земную жизнь людей;
оптимистическое упование на Царство Божие;
утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:
придает морали общечеловеческий статус;
является универсальным принципом морали;
рождает новую добродетель — милосердие, нравственное отношение ближнему.
Религия являлась господствующей идеологией феодального общества. Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества. Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.
Была сформирована корпоративная мораль, которая:
включала представление о справедливости по сословному признаку;
указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;
определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;
устанавливала сословную субординацию.
Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.