... > Этика и эстетика > Социально-нравственный идеал Платона

Социально-нравственный идеал Платона

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Этическая концепция Платона Индивидуальная этика Политическая этика Государство Душа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части:

  • индивидуальную этику;

  • политическую (или социальную) этику.

Индивидуальная этика представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться с истинным миром — миром вечных идей, главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная — мудрости, волевая — мужества, аффективная — умеренности. Добродетели, носящие врожденный характер, — это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей. В этом восхождении — смысл человеческого бытия. Средством возвышения является пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.

Политическая этика. В учении Платона о государстве наиболее отчетливо проявляются мотивы совершенствования земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских идей утопической концепцией. Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую). В соответствии с преобладанием этих частей и распределяются государственные функции. Управление принадлежит философам, у которых преобладает разумная душа. Воины, у которых преобладает волевая часть души, обеспечивают защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная часть души, занимаются материальным производством. Платон признает, что они обеспечивают государство необходимыми для жизни и других дел материальными продуктами. Предполагая закрепление добродетелей за каждым сословием и благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализоваться высшая добродетель — справедливость. В жертву социальной гармонии приносится интересы личности: в утопии Платона нет места индивидуальности.