... > Этика и эстетика > Социально-психологические характеристика общения....

Социально-психологические характеристика общения. Функции общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общение Функции общения основные функции общения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации;

  • восприятие друг друга;

  • взаимооценка партнерами друг друга;

  • взаимовлияние партнеров;

  • взаимодействие партнеров;

  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);

  • информационная (обмен информацией между людьми);

  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);

  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью);

  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций);

  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);

  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);

  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.