Социально-психологические характеристика общения. Функции общения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
передача информации;
восприятие друг друга;
взаимооценка партнерами друг друга;
взаимовлияние партнеров;
взаимодействие партнеров;
управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
информационная (обмен информацией между людьми);
когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);
эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью);
конативная (управление и коррекция взаимных позиций);
креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).
И дополнительные:
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
социального контроля (регламентации поведения и деятельности);
социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.