... > Этика и эстетика > Совершенствование профессиональной этики...

Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

принципы организации и функционирования госслужбы Основные модели государственной службы Организационная Политическая Нормативная Психологическая
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основные модели государственной службы сложились в другую эпоху и долгое время не подвергались значительным изменениям. Однако последние десятилетия в большинстве развитых стран в этой сфере происходят серьезные перемены. Поэтому принципы организации и функционирования госслужбы, еще сравнительно недавно считавшиеся близкими к идеалу, ныне во многом устарели, не отвечают современным и тем более перспективным экономическим и социальным потребностям, новым вызовам времени и возросшим общественным ожиданиям.

Организационная. Технологически и методически сближаясь с коммерческими структурами, госслужба не должна и не может утратить свою специфику, принципиально отличающую ее от других организаций и общественных институтов. Главное этой специфике — ее назначение — служить общественным интересам и интересам граждан. А чтобы обеспечить это в условиях изменений, необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям госслужащих. В противном случае госслужбу неизбежно захлестывает вал коррупции и прочих злоупотреблений, связанных возможностью "торговли влиянием" и разного рода ресурсами от имени государства.

Политическая. Падение уровня доверия населения к чиновничеству справедливо лишь отчасти и во многом связано с более широкими причинами — общим кризисом доверия к государственным институтам, а также с возросшими требованиями и ожиданиями граждан, — но реагировать на данное обстоятельство необходимо. Во-первых доверие граждан — одна из фундаментальных основ демократии, во-вторых, люди, как известно, во многом живут в мире своих субъективных представлений, в том числе власти, которая в демократическом обществе обязана стремиться улучшать эти представления. Поэтому моральный аспект поведения государственных служащих очень важен и с точки зрения публичной политики.

Нормативная. В основе же этических кодексов лежат принципы поведения, отклонения от которых, их меру и характер гораздо легче соотнести с административной реальностью. Специфика многих вроде бы даже очевидных административных проступков или нарушения норм политической этики такова, что бывает крайне трудно доказать наличия вины. А без этого нельзя применять правовую санкцию. Моральные же санкции в том числе — моральное осуждение коллег или руководителей, принятие во внимание моральных качеств сотрудника при решении вопроса о его продвижении, аттестации и т.п.) в данном случае вполне "работают" и зачастую бывают более эффективны, чем скажем, выговор или даже лишение премии. К тому же не следует преувеличивать возможности права: ряд действий по самой своей природе не может быть предметом эффективной правовой регламентации, а регулируется нормами групповой морали или индивидуальной нравственности. Это — не менее действенные инструменты, так как именно они являются базовыми основаниями поведения человека.

Психологическая. Этика, публично одобренные стандарты поведения апеллируют к лучшей стороне человеческой природы (для краткости сейчас назовем ее совестью), также к нормам групповой (в данном случае административной) морали, в то время как действенные правовые акты с их неизбежным акцентом на карательные меры апеллируют к страху наказания. Иными словами, первые как бы возвышают человека вторые — его "принижают". Это различие немаловажно с точки зрения воспитания осознающих свою социальную ответственность и честных служащих.