Совесть и стыд
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Аксиологические категории — такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.
Совесть — высшее морально-нравственное чувство, способность человека встать на иную общественно-значимую точку зрения в оценке своих помыслов.
Стыд — психическая предпосылка чувства, самоосуждающая реакция человека на свои или чужие оплошности и несовершенства.
Способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми или требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. Совесть — нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо и несправедливо. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как нравственное изначальное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть.
Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для канта авторитарный судья совести — это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии хаддеггера совесть — призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности к свободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного становления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования.
Для зрелого человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ходе его жизни нарушает эти обязанности. Совесть включает оценку ответственности перед обществом, предполагает способность индивида критически относится равно к своим и чужим мнениям и ответственности человека за собственные действия и все того, что происходит вокруг него.