Специфические особенности коммуникации между людьми. Коммуникационные барьеры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами, под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией.
Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Эта вторая сторона общения имеет свои особенности, а именно:
содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трехлетних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;
эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;
коммуникация в общении всегда значима для его участников, потому что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;
коммуникация в общении — это, прежде всего, влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.
Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.
Основные коммуникативные барьеры в общении:
Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо, или суггестии. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.
Механизм противовнушения воздвигает потоку речи, информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.
В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:
«авторитет»;
«избегание»;
«непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл (А.Н.Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс . представляет собой единство деятельности, общения и познания.
Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен инфор-мацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).
Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.