... > Этика и эстетика > Специфические особенности коммуникации...

Специфические особенности коммуникации между людьми. Коммуникационные барьеры

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общение Коммуникации между людьми
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами, под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией.

Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Эта вторая сторона общения имеет свои особенности, а именно:

  • содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трехлетних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;

  • эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;

  • коммуникация в общении всегда значима для его участников, потому что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;

  • коммуникация в общении — это, прежде всего, влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.

Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Основные коммуникативные барьеры в общении:

  • Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо, или суггестии. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.

  • Механизм противовнушения воздвигает потоку речи, информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.

В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:

  • «авторитет»;

  • «избегание»;

  • «непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

  • Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл (А.Н.Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс . представляет собой единство деятельности, общения и познания.

  • Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен инфор-мацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

  • Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

  • Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.