Специфика этической позиции Сократа
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В реальных нравственных отношениях существуют, по Сократу, ограниченность и противоречивость моральных оценок. Это следствие невежества людей, их нежелание познать сущность.
Существенное же в морали — это неизменные и вечные добродетели, главной из которых является мудрость. Источник блага — Бог.
Сократ полагал, что смысл жизни человека, высшее благо — в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье — это содержание — благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым. Здесь эвдемонистическая установка Сократа корректируется убеждением в самоценности морали: не мораль подчинена естественному стремлению к счастью, а, напротив, счастье зависит от моральности (добродетельности) человека. Соответственно этому конкретизируется задача этики "помочь человеку стать моральным". Сократ стоит на позициях рационализма.
Знание — основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание — источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают.
Моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь. Комплекс идей знаменитого греческого мыслителя явился основанием для появления устойчивых традиций последующей этической рефлексии. Вместе с тем разнообразие идей отсутствие их жесткого однозначного оформления давали возможность поливариативной интерпретации, что проявилось уже в позициях ближайших учеников Сократа.