... > Этика и эстетика > Специфика морали как...

Специфика морали как формы познания. Мораль и наука

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Свойство морали Специфика морального способа регуляции Мораль самозаконодательство воли Взаимоотношения между наукой и нравственностью Л.Н. Толстой Аристотель
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Специфика морального способа регуляции заключается в следующем. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке, с другой — вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер. Мораль отличается подчеркнуто оценочным, а зачастую и субъективным характером: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

Свойство морали — требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative — повелевать).

Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание. Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает самозаконодательство воли (Кант), свободный выбор человеком тех или иных. нравственных ориентаций, внешних (общественное мнении) и внутренних (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.), т.е. саморегуляция.

Взаимоотношения между наукой и нравственностью очень точно определил Л.Н. Толстой: В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только блага, но несомненное и очевидное зло. Эта мысль, к сожалению, находит подтверждение и в наши дни, когда на повестку дня встали вопросы о выживании человека на нашей планете. Основатель этики Аристотель писал: Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Двигаясь по пути безнравственного истребления природных богатств, загрязнения среды обитания человека, человечество, оправдываясь мнимыми ценностями, политикой, упоенное властью над природой, подошло к рубежу, за которым небытие. В наше время остро поставлен вопрос о создании планетарной этики, на основе которой могут решаться глобальные проблемы, отстаиваться интересы человечества в целом. К таким глобальным проблемам относятся парниковый эффект, приводящий к повышению средней температуры поверхности Земли, рост генетической неполноценности человека, загрязнение мирового океана, сокращение пищевых ресурсов, уменьшение озонового слоя атмосферы. Эти проблемы могут быть решены, если наука и мораль будут неразрывны.