... > Этика и эстетика > Структура личности по...

Структура личности по З. Фрейду. Понятие бессознательного

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Бессознательное Фрейд «Оно» «Я» (Ego) «Сверх-Я» (Super-Ego)
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Фрейд пришёл к заключению о том, человеческая психика представляет собой совокупность сознательного и бессознательного.

Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного.

Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным, а второй — собственно бессознательным «Оно».

Начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное — лишь определенной надстройкой, базирующейся на бессознательном.

Бессознательное — совокупность психических процессов, которые осуществляются без участия сознательного.

Структура личности по Фрейду в законченном виде представляет собой взаимодействие 3-х уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это: Оно, Я и Сверх Я.

«Оно», т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, руководствуется своими собственными законами. «Оно» является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

«Я» (Ego) — сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческого сообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью.

«Сверх-Я» (Super-Ego) — это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себе моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле — это результат «дрессировки» индивида обществом. «Сверх-Я» описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы.

Положение «Я» существенно сложнее, чем положение «Оно»:

  • Во-первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности.

  • Во-вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно») порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство.