... > Этика и эстетика > Теория гедонизма как...

Теория гедонизма как части этики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

гедонизмом Аристипп З.Фрейд
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В ряду положительных и значимых понятий (категорий) удовольствие и выгода (польза) выступают самыми многогранными и очевидными. Воплощая потребности и реализуя интересы индивида в обыденной жизни, они соотносят его с областью сущего. Оперируя понятием «этика» как системой нормативно-ценностной, мы подразумеваем существование противоположной системы, в основе которой - неудовлетворенность чем-либо существующим, действующим в окружающей действительности.

Теорию, основанную на принципах удовольствия/наслаждения в этике принято назвать гедонизмом (от греческого hedone — наслаждение). Суть заключена в совокупности норм, предписаний и образе жизни, где стремление к получению наслаждения и отказ от боли/страдания выступают ключевыми механизмами деятельности индивида, сутью и смыслом его поступков и деяний, фундаментом счастья.

Гедонизм соотносят, прежде всего, с этическими учениями античной (древнегреческой) философии. Например, философ, Аристипп (435–355 г. до н.э.), он считается основателем гедонизма, обозначает следующие состояния души: удовольствие (это нечто приятное нежное, мягкое) и боль (порывистое и грубое). Конечная цель заключается в стремлении и достижении максимально возможного наслаждения (удовольствия). Основным, по мнению философа, видом удовольствия является физическое удовлетворение. Наслаждение/удовольствие можно описать как чувство (ощущение) и как переживание, приводящее к реализации потребности или интереса.

Такое состояние как удовлетворенность является приятным и полезным для человеческого организма, и человеку следует стремится достигать такого состояния, как высшей цели и мотива поведения.

Значительный вклад в изучение проблемы удовольствия и наслаждения внес З.Фрейд, который полагал, что удовольствие как принцип - закономерный и естественный, выступает регулятором процессов психики и независимо от ценностей и норм человека, чувства удовольствия или неудовольствия выступают как доминирующие.

Последователи теории гедонизма выделяют психол. и этический аспекты. В этике теория гедонизма рассматривается как этика наслаждения. Этический гедонизм некоторые ученые описывают как нормативную теорию, суть которой либо в устремлениях человека к личному наслаждению, либо общему (эгоизм или универсализм).