... > Этика и эстетика > Трагическое и комическое

Трагическое и комическое

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Трагическое Гегель Аристотель Комическое Сатира Обличение Сарказм Ирония Гротеск Благ Каламбур
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Трагическое — категория эстетики, которая отражает диалектику свободы и необходимости, острейшие жизненные противоречия, обстоятельства, которые влекут за собой человеческие страдания, гибель важных ценностей.

Трагическое утверждает достоинство человека, отражает разрыв тех границ, которые стали тесными для сильных, одухотворенных высокими идеалами людей.

В эстетике существует несколько концепций трагического:

  • Трагедия судьбы.

  • Трагедия вины.

Трагедия судьбы. Это значит, переживания героев изначально предопределены. Люди заранее знают о последствиях своих поступков, тем не менее, они сознательно осуществляют выбор своей судьбы. Выходит, что воля, желания, страсти героев сталкиваются с неизбежностью. Человек не имеет возможности что-либо изменить в жизни, он подчиняется событиям, несет ответственность за свои поступки и действия.

Трагедия вины. В этом случае судьба и вина тождественны. Гегель определяет трагическое как совпадение судьбы и вины. Человек виноват хотя бы потому, что живет в обществе. Только поэтому он несет ответственность за свои поступки. Однако признать свою ответственность может только сильный человек, который является воплощением противоречий эпохи. Такая личность вмешивается в ход событий, руководствуясь при этом благими намерениями.

Восприятие трагического противоречиво. Трагическое утверждает достоинство и величие человека, которые проявляются, с одной стороны, в свободном действии человека, с другой стороны, — в страданиях, сопровождающих эти действия. В этом смысле трагическое родственно прекрасному и возвышенному. Кроме того, трагическое оказывает облагораживающее воздействие на людей, поскольку страдания способствуют переоценке ценностей людей. На эту особенность обратил внимание еще Аристотель. Переживание — это очищение души путем сострадания и страха.

Комическое — это категория эстетики, отражающая социальнозначимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с точки зрения эстетического идеала. Это контраст прекрасного и безобразного, противоречие между несовершенными явлениями и положительным опытом человечества.

Комическое обычно связано со смехом, но не тождественно ему. В частности, политическая карикатура заставляет задуматься о существующем положении вещей. Комедийный смех не является беспощадным отрицанием, он стремится искоренить недостатки, создать новую систему отношений.

Существует несколько видов комического:

  • Юмор — смех доброжелательный, жизнеутверждающий. Он выражает несогласие с теми или иными сторонами жизни, но не отрицает их полностью. Юмор предполагает умение увидеть возвышенное в малом, значительное — в несовершенном.

  • Сатира — острая и язвительная форма эмоционально-эстетической критики, которая отрицает сущность явления через противопоставление его высоким эстетическим идеалам. Сатира в большей степени характерна для такого вида искусства, как литература.

  • Обличение — это высшая форма наказывания смехом.

  • Сарказм — язвительная насмешка. В ней заключается усиленный контраст подразумеваемого и выражаемого смысла.

  • Ирония раскрывает ценностный смысл предметов и явлений через утверждение того, что отрицается.

  • Каламбур — это форма остроумия, которая предполагает мгновенное переворачивание смысла в речи и жестах, чем доставляет удовольствие именно от игры со смыслом.

  • Гротеск — это намеренное преувеличение, выпячивание тех или иных недостатков.

  • Благ — беспощадная насмешка над тем, что люди привыкли рассматривать как ценность или идеал. Эта форма комического имеет место тогда, когда рушится старый мир, меняется система ценностных ориентаций.

Таким образом, комическое является средством борьбы с тем, что себя исчерпало, что мешает жизни.