Виды общения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Общение характеризуется контактами, передачей и обменом информацией, когда взаимодействующими сторонами выступают индивиды или группы индивидов. В результате таких контактов и взаимодействий возникают психологические отношения между участниками. Классификация различных видов общения может осуществляться по различным основаниям: по времени и месту действия, по количеству участников, вовлеченных в общение, по характеру, по сферам и областям и пр., например, по характеру, общение делится на формальное и неформальное, по цели – утилитарное и не утилитарное, по формам проявления — на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное; по сферам деятельности: дружеское, производственное, военное и др.
Чаще всего в соц. пространстве и обыденной, повседневной жизни люди пользуются межличностным видом общения, которое связано с тесными взаимодействиями и контактами между людьми. Описываемый вид общения ориентирован на других участников и включает в себя знания об индивидуальных особенностях партнера, ориентировано на понимание, участие и сопереживание, возможна апелляция к совместному прошлому опыту или деятельности.
Массовое общение свойственно большим группам людей, это многочисленные взаимодействия зачастую незнакомых между собой людей, а также общение с помощью средств массовой информации (тв, журналы, соц. сети и т.д.). Если в межличностном общении число участников составляет до 10 человек, то в массовом – очень большое количество участников.
Невербальным называют общение без использования слов, передача информации и взаимодействие происходит посредством жестов, мимики, позы и положения тела в пространстве и т.д. Противоположный вид общения – вербальное. Оно всегда подразумевает речь и использование знаково-языковой системы, знание языка является обязательным условием такого общения для наилучшего понимания и усвоения информации.
Ролевой вид общения происходит между людьми как носителями различных социальных ролей (супруги, внук и дед, подчинённый и начальник, ученик и учитель, партнёры, врач и пациент). Это общение основано на определённых нормах, предписаниях, определяемых группой, обществом.
К специфическим видам общения относят также:
бытовое (происходит в обыденной жизни, как социальное взаимодействие. Общение в семье, с друзьями и пр.) или деловое (имеет место на работе, при исполнении человеком служебных или профессиональных обязанностей);
контактное (общение, где участники находятся рядом, в едином пространстве) и дискантное (комуникаторы разведены либо в пространстве, либо во времени);
непосредственное (общение без помощи тех. средств) и опосредованное (с использованием какой-либо аппаратуры);
диалогическое (говорящий и слушающий меняются местами) и монологическое (речь одного – например: лекция, выступление перед публикой и пр.);
конфликтное (характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия) и др.