Возвышенное как эстетическая категория
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Возвышенное — центральная эстетич. категория, обнаруживающая высокую значимость и ценность вещей, предметов и явлений.
Обладая положительной культурной и социальной значимостью, все возвышенное способно оказывать влияние на взаимоотношения отдельных людей, групп и целых наций, всего человечества.
Анализируя возвышенное как эстетич. категорию, можно считать, что она с одной стороны подавляет человека, указывает на его ограниченность, а с другой – стремится возвышать его духовное начало, пробуждая осознание морально-этического превосходства над различными событиями и явлениями.
Чаще всего возвышенное реализуется в искусстве. Когда творец создает свои произведения, в соответствии с проблемным полем теории возвышенного, человек пытается прикоснуться к вечности, обрести бессмертие в результате своих творений и произведений. Грандиозность, вечность, обращение к высоким идеалам и ценностям, масштабность, монументальность — обычные формы воплощения, возвышенного в искусстве. Например, можно отнести к таким творениям: древние пирамиды Хеопса, Хефрена и др. — значительна их возвышение как в физическом смысле - над пустыней, так и утверждение идеи бесконечности власти фараона. В средневековом искусстве идеи и образы возвышенного отражены в монументальных готических храмах, где прослеживается идея ограниченности человека и конечности его жизни и вечность, недостижимость и возвышенность всего божественного.
Как высокую эстетическую ценность, возвышенное часто сопоставляют и сравнивают с категорией прекрасного. Воспринимая возвышенное, люди пробуют преодолеть в себе чувство собственной незначительности.
История этической мысли описывает две точки зрения на взаимосвязь прекрасного и возвышенного: – возвышенное воспринимается как наивысшая степень прекрасного, как особый подвид, где доминируют величина, масштаб и мощь. И вторая, где возвышенное вызывает негативную эстетическую.