Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты:
монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие — младшие, мужчины — женщины);
Бог мировых религий — духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;
Бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;
человек в мировых религиях трактуется как «венец творения», нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как «ближний». В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладала община, а не индивид. Гуманизм не входит в число принципов традиционной нравственности;
появляется Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.
Мировые религии преобразовали традиционную нравственность. Изменилась категориальная и мотивационная структуры морального сознания. Традиционные поступки осмысливаются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах «милосердия» к «ближнему»). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только «не убивай», «не кради», но и «не гневайся», «не желай...»). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются.
В целом регуляция деятельности поднимается на новый, более сложный уровень, рассчитанный на личность, а не на общину, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, выдвигающий единые нравственные требования по крайней мере к единоверцам. Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в свете собственных установок. Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.