Взаимоотношения в группе. Лидерство
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Типы взаимодействий внутри коллектива:
невмешательство (всем наплевать);
«тёплая компания»;
внимание на решение задач агрессивными мерами;
баланс между 2-мя факторами;
команда.
Лидер — ведущий, первый, идущий впереди.
Лидерство основывается не только на личных качествах лидера, но и на социально-психологических отношениях, которые сложились в группе. Таким образом, лидерство следует отличать от руководства, которое основано на организационных, экономических и административных способах воздействия.
Признаки лидерства:
более высокая инициативность и активность человека в процессе решения группой совместных задач;
лучшая информированность о решаемом вопросе, о членах группы, а также и в целом о ситуации;
лучше выраженные способности оказывать влияние на людей;
большее соответствие тем социальным нормам, ценностям и установкам, которые приняты в группе;
лучше выраженные личные качества, которые в данной группе считаются эталонными.
Лидер малой группы выполняет такие функции:
организовывает совместную жизнедеятельность в разнообразных сферах;
вырабатывает групповые нормы и способствует их поддержанию;
внешне представляет группу во взаимоотношениях с другими коллективами;
несет ответственность за результаты деятельности группы;
устанавливает и поддерживает хорошие отношения в группе.
Существуют два основных вида лидерства в малой группе, это лидерство в деловой области и лидерство в эмоциональной области.
Чаще всего эти два вида лидерства распределены между разными участниками группы, но иногда они могут объединяться и в одном лице. В зависимости от сферы, на которую направлена деятельность группы, выделяют такие типы лидеров: направленные на решение групповых задач, направленные на установление благоприятных взаимоотношений в группе, универсальные лидеры.
Также в зависимости от сферы жизнедеятельности группы лидеры дифференцируются по ролям: организатор, мотиватор, специалист, генератор эмоционального настроя и прочие.