Западноевропейская эстетика второй половины XIX в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Вторая половина XIX в. отмечается зарождением неклассических эстетических теорий. Для них характерно отсутствие стремления к воплощению эстетического знания в рамках универсальных систем, обладающих внутренним единством и целостностью. В искусстве исчезла каноничность жанров и стилей. На развитие эстетики в XIX в. особое влияние оказала философия Артура Шопенгауэра (1788–1860). Этот философ утверждал, что человек может постичь действительность через погружение в свой внутренний мир, созерцание. Достичь такого состояния помогает искусство.
До XIX в. развитие художественных стилей занимало столетие и затрагивало все виды искусств. Кризис социальных взглядов эпохи создал почву для возникновения и развития таких новых художественных методов в искусстве, как реализм, натурализм, импрессионизм, символизм.
Реализм — художественный метод, который предполагает жизненную правду в качестве первоочередной задачи искусства.
Реализм основывается на позитивистском способе изучения действительности. У истоков позитивистской эстетики находился О. Конт, который утверждал, что источником искусства должны быть физиология и психика человека. Эстетика классического реализма складывается в 30-х гг. XIX в.
На рубеже XIX–XX вв. получает распространение декаданс (фр. «упадок»). Это определенный взгляд на жизнь, для которого характерны:
отказ от рационализма, интуитивное постижение мира;
отвращение к жизни;
отсутствие веры в лучшее будущее.
Декаданс — это пессимистическое мировоззрение, отражающее кризисность эпохи.
Писателей и художников объединяло стремление уйти от общественных проблем, а также отказ от традиций прошлого и от художественного обобщения. Одним из новых художественных поисков стал натурализм.
Натурализм (лат. «природа») — это художественный метод, характеризующийся стремлением художника предельно точно отразить жизнь, отказываясь при этом от типизации, от социально-политической, моральной и эстетической оценки изображаемого.
Импрессионизм (фр. «впечатление») — художественное направление, появившееся во Франции в 60-е гг. XIX в. Это особая форма познания реального мира, где субъективные впечатления занимают ведущее место.
Импрессионизм затронул литературу, живопись, музыку и скульптуру. Для этого направления характерно изображение мгновенных ситуаций, фрагментарность композиции и непосредственное восприятие.
Символизм (греч. «символ», «знак») — европейский интегрированный стиль, связавший воедино философию, религию и искусство.
В первую очередь он нашел выражение в литературе. Поэты-символисты признавали существующий мир вторичным по отношению к другой объективной реальности — Богу, познать которого невозможно. Цель искусства — передать высшую реальность, а не изображать вторичный мир. Символ в широком смысле — это образ, художественное обобщение. Но символ в символизме — это знак мира иного, а иногда даже субъективного начала. Художники и поэты стремились исключить контроль разума над творчеством.