... > Философия права > Качество правотворчества. Юридическая...

Качество правотворчества. Юридическая техника

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Правотворчество Юридическая техника Правила подготовки проектов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Правотворчество — это государственно-властная деятельность компетентных органов, иных уполномоченных субъектов, направленная на издание, изменение или отмену норм права.

Качество нормативного акта определяется соблюдением правил юридической техники.

Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов.

Правотворческая (законодательная) – это совокупность правил оптимальной подготовки, принятия и систематизации норм, правовых актов – правила, касающиеся выбора объекта, предмета регулирования, уровня регулирования, поскольку отношения могут быть урегулированы на различных уровнях.

Правило законодательной техники определяет потребность в нормативном акте.

Юридическая техника устанавливает требования к содержанию акт, как должны располагаться нормы в акте (сначала общие положения, определения основных понятий) – регулирование строится от общего к частному; сначала регулятивные, затем охранительные нормы.

Определенные требования к названию акта, которое должно отражать кратко его содержание. Акт состоит из глав, разделов, статей.

Юридическая техника предъявляет требования к стилю, языку нормативно-правовых актов – для актов используется официально-деловой стиль, где нежелательно использование эмоционально окрашенных выражений, уменьшительно-ласкательных.

Лексика – не приветствуется изменение, использование иностранной терминологии, просторечий, жаргонных выражений. 

Юридическая техника — это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов.

В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов, т.е. к нормативно-правовым актам, актам толкования права (интерпретационным) и актам применения права. Однако чаще всего под юридической техникой понимают только юридическую технику правотворчества. Последняя является важнейшим видом юридической техники. Все правила и технико-юридические приемы разрабатываются применительно к правотворческому процессу. Это понятно, ибо нормативно-правовые акты являются основой для создания иных правовых актов; от содержания нормативных актов будет зависеть и содержание иных документов; все термины, юридические конструкции, правовые символы и т.д., использованные в нормативных актах, потом будут продублированы, разъяснены или конкретизированы в иных правовых актах. Требований, предъявляемых к техническому совершенству нормативных актов, гораздо больше, чем правил, относящихся к иным видам правовых актов. Тем не менее, все правила (см. ниже), касающиеся терминологии и оформления нормативно-правовых актов, в полной мере относятся и к другим группам правовых актов. Учитывая сказанное, далее мы рассмотрим юридико-технические приемы и правила, относящиеся к процессу подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно, также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

  1. конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

  2. логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

  3. отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

  4. ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.;

  5. отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

  6. краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.