Правовые акты в правовой системе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Право — основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т. д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Основные элементы правовой системы:
право, как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;
законодательство и иные источники права;
юридическая практика, ядро которой — судебная практика, причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;
правосознание, включающее в себя правовую идеологию (систему знаний о праве) и правовую психологию (систему чувств и эмоций, вызываемых правовым феноменом).
Правовой акт представляет собой документ, порождающий правовые последствия. Правовые акты можно разделить на две группы: а) правовые акты органов государства; б) иные правовые акты (договор, завещание и др.). Дальнейшее изложение будет касаться только актов первой группы, т.е. правовых актов государственных органов. С точки зрения внешней формы правовые акты могут быть устными и письменными. В дальнейшем мы будем говорить только об актах-документах, т.е. о письменных актах органов государства.
Все правовые акты обладают рядом общих признаков:
обладают государственно-властным характером, т.е. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; из этого основного признака вытекают все остальные характеристики правовых актов;
являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
поддерживаются силой государственного принуждения.
Все правовые акты в зависимости от направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:
нормативно-правовые акты (НПА) — направлены на установление, изменение или отмену норм права;акты толкования (интерпретационные) — направлены на разъяснение норм права;
акты применения права (индивидуально-правовые) — направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Все правовые акты отличаются друг от друга:
по направленности,
по содержанию,
по степени общности,
по времени действия.
Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта. Все указанные различия можно для наглядности представить в виде таблицы.
Правовые акты
| Нормативно правовые акты | Акты применения права | |
По содержанию | Содержат нормы права | Не содержат норм права. Содержат разъяснения нормативных предписаний | Не содержат норм права. Содержат индивидуальные государственно – властные веления, направленные на реализацию норм права. |
По субъектам воздействия | Распространяются на всех лиц, попадающих в сферу действия НПА, т.е. адресуется заранее неопределенному кругу субъектов | Могут иметь как общий характер (касаются работников правоприменительных, прежде всего судебных, органов), так и индивидуальный (касаются только лиц, участвующих в данном юридическом деле) | Имеют индивидуальный характер, т.е. адресованы только конкретному человеку или группе поименованных лиц |
По распространенности на различные ситуации, общественные отношения | Распространяются на множество типичных жизненных ситуаций | Могут иметь как общий характер (распространяются на множество типичных ситуаций), так и индивидуальный (распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию) | Распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию, касаются отдельного случая |
По времени действия | Действуют во времени неограниченно долго, рассчитаны на многократное, повторное применение | Могут иметь как общий характер (действуют во времени столько же, сколько и разъясняемый НПА), так и индивидуальный (рассчитаны на однократное применение) | Рассчитаны на однократное применение, действие во времени ограничивается моментом исполнения |