... > Философия права > Принципы правового познания

Принципы правового познания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Принципы познания Комплексность, Историзм Конкретность принципа органического
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

К принципам познания науковедение относит исходные, руководящие идеи, положения, которыми обязан руководствоваться исследователь.

Принципы познания — это те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета.

Принципы познания являются составной частью всеобщего, или диалектического, метода.

Такие принципы сформулированы диалектической логикой, и к ним относятся:

  • принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их; истинное отражение правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

  • принцип всесторонности познания — правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

  • принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии.

Комплексность, системность — изучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Историзм — исторический подход требует рассмотрения правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного права.

Методологический плюрализм — речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Конкретность — требует от теории права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

Единство предмета и метода, обобщенно говоря, состоит в следующем: специфическое понятийно-юридическое знание (т. е. юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) — это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов).

Целостность принципа органического сочетания теории и практики в процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.