Проблема сущности права
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит представительно - обязывающий характер.
Сущность права рассматривается как мера свободы. Человек свободен в рамках своих прав в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода (осознанная необходимость). Некоторые исследователи усматривают следующие два основных подхода к сущности права: классовый и надклассовый подходы.
Классовый подход основан на марксистской теории права. (см. Марксистская теория права). Право представляет собой социально - классовый регулятор, т.е. право упорядочивает общественные отношения в соответствии с интересами господствующего класса.
Надклассовый подход включает в себя естественно — правовой подход, позитивистский подход и др.
Естественно-правовой подход сформировался на основе понятий о справедливости, правосудии, на основе взаимных правомочий сторон общественных отношений, т.е. под правом понимается высшая справедливость. Таким образом, те нормативные акты, которые соответствуют высшей справедливости, образуют право, не соответствующие ей, не могут являться правом.
Позитивизм: сущность права — выражать согласованный интерес.
Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика.
Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гаранти-рованность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.
Оба подхода имеют право на существование. В сущности, права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.
Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего класса довольно очевидна). Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством.
Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.