... > Философия права > Проблемы правового воспитания

Проблемы правового воспитания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Под правовой культурой Понятие правовой культуры многообразные проявления субъектов-носителей Правовое воспитание Проблемы правового воспитания:
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д.

Уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

  • определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

  • надлежащую степень знания населением законов;

  • высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

  • качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

  • специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

  • результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Все многообразные проявления правовой культуры можно классифицировать. С точки зрения структуры правовой культуры общества ее основными элементами являются:

  • состояние правосознания;

  • состояние законности;

  • состояние законотворчества;

  • состояние юридической практики.

По сути, элементы правовой культуры подразделяются на четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти правовые явления и отражают состояние правосознания, законотворчества, законности и юридической практики, характеризуя, таким образом, правовую культуру в целом.

Правовая культура, как уже говорилось, представляет собой оценочную категорию. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня.

В зависимости от субъектов-носителей правовой культуры выделяют:

  • правовую культуру личности;

  • правовую культуру общества.

Все, сказанное выше о проявлениях правовой культуры, в полной мере относится к правовой культуре общества в целом.

Показатели правовой культуры личности, следующие:

  • знание и понимание права,

  • уважение права в силу личного убеждения,

  • привычка поступать в соответствии с законом,

  • правовая активность.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.

Правовое воспитание — это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Цель правового воспитания — дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания. Задачами правового воспитания являются:

  • формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

  • формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

  • формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

  • формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

  • формирование установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:

  • общее — имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;

  • специальное — имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.

Проблемы правового воспитания:

  • отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;

  • укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;

  • нежелание самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);

  • переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;

  • отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.