Проблемы правового воспитания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д.
Уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.
Уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.
определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
надлежащую степень знания населением законов;
высокий уровень уважения норм права, их авторитета;
качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;
специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);
результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).
Все
состояние правосознания;
состояние законности;
состояние законотворчества;
состояние юридической практики.
По сути, элементы правовой культуры подразделяются на четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти правовые явления и отражают состояние правосознания, законотворчества, законности и юридической практики, характеризуя, таким образом, правовую культуру в целом.
Правовая культура, как уже говорилось, представляет собой оценочную категорию. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня.
В зависимости от
правовую культуру личности;
правовую культуру общества.
Все, сказанное выше о проявлениях правовой культуры, в полной мере относится к правовой культуре общества в целом.
Показатели правовой культуры личности, следующие:
знание и понимание права,
уважение права в силу личного убеждения,
привычка поступать в соответствии с законом,
правовая активность.
Правовая культура формируется в результате правового воспитания.
Цель правового воспитания — дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания. Задачами правового воспитания являются:
формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;
формирование глубокого внутреннего уважения к праву;
формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;
формирование установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.
В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:
общее — имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;
специальное — имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.
отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;
укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;
нежелание самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);
переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;
отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.