Законность: проблемы понятия и реализации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:
законность — это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;
законность — это принцип или требование такого соблюдения;
законность — это метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
законность — это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении.
В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться во многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.
Законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.
Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.
Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
цель — достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;
взгляды и принципы — содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;
система средств, приемов и условии, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;
мотивированная деятельность человека — связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
критерии оценки поведения субъектов общественных отношений — действующее законодательство;
юридическая основа законности — право и правомерное поведение участников отношений.
С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности:
во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; этот признак в свою очередь раскрывается в двух связях (свойствах) законности:
связь законности и демократии (дело в том, что в условиях авторитарного режима законность как таковая не нужна: основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти);
неразрывная связь законности и культурности заключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства;
во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.
Единство законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых , установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности.
Всеобщность законности состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права; законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем без исключения.
Верховенство закона проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам. Этот принцип понимается как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.
Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Критерием оценки законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Гарантированность прав и свобод личности выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.
Неотвратимость наказания за нарушения законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.
Реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Перечень требований законности не исчерпывается вышеназванными. Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.
Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:
все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:
законы должны соответствовать конституции;
законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т. д.
Во-первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. (Такое государство, где главенствует Закон, а не воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что «вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти).
Во-вторых, законность невозможна без четко отлаженных механизмов и процедур защиты, прав человека, поскольку с восприятием и закреплением в Конституции РФ идеи правового государства в понятие законность включаются требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека.
Предпосылкой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.
Законность в обществе может существовать, лишь опираясь на массовое общественное сознание, на нравственную поддержку населения страны (Правосознание).