... > Философия > Агностицизм и его...

Агностицизм и его разновидности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Познаваем ли мир Агностицизм Скептицизм Кантианство гносеологический оптимизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Одним из центральных вопросов гносеологии всегда оставалась проблема познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. Познаваем ли мир, и если да, то как?

В зависимости от того или иного решения этого вопроса в философии выделялись: гносеологический оптимизм и агностицизм. Последователи гносеологического оптимизма (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

Агностицизм – отрицание возможности адекватного познания мира. (Д.Юм, И.Кант)

Разновидности:

  • Скептицизм – ранняя форма агностицизма, основатель – Пиррон. В Новое время представителем был Юм. Человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания является теоретически незаконным. Восприятия отгораживают человека от внешнего мира. Конечно, внешний мир существует, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания;

  • Кантианство - Кант открывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию, поэтому он вводит понятие «вещей в себе» (т.е. сущность предметов, которую невозможно постичь). О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.