... > Философия > Арабо-мусульманская философия Средневековья...

Арабо-мусульманская философия Средневековья (Авиценна и Аверрорс). Теория двойственной истины

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Арабский халифат ислам Авиценна совечных субстанциях Аверроэс Относительная истина
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

По своему социально-экономическому и культурному уровню мусульманские страны, входившие в Арабский халифат, стояли значительно выше современных им стран Европы. IX-XII вв. стали эпохой подлинного расцвета арабской философии и культуры. Исламские философы того времени руководствовались словами Пророка: « чернила учёного не менее ценны, чем кровь мученика за веру». Многие философские теории были сформулированы здесь задолго до возникновения схожих теорий на Западе. Арабский язык был языком философии и науки, именно на нем распространялись неизвестные ранее неискаженные тексты античных философов.

Господствующая идеология – ислам, монотеизм - «нет Бога кроме Аллаха и пророка кроме Мухаммеда». В онтологическом плане верной считалась креационистская теория, т. е. Бог создал мир и не оставлял его своим вниманием. Верующие должны быть покорны воле Аллаха, слово «ислам» означает покорность.

Одним из величайших мыслителей арабского средневековья по праву считается Абу – Али Ибн-Сина (Авиценна). Он был известен на весь арабский мир ещё при жизни, а после смерти и в Западной Европе. Он внёс огромный вклад в медицину и философию. Философия А. ближе всего к философии Аристотеля, хотя в ней присутствуют части мистицизма.

А. видит первоначало мира в независимых друг от друга, совечных субстанциях: « субстанцией является, во-первых, материя, во-вторых, форма, в третьих, сочетание обеих». Согласно А. сущее есть вневременная эманация Бога, а миру соответствует вечный Бог. Вслед за Аристотелем А. различал 3 вида душ: вегетативную, чувственную (животные) и разумную (человек), смешение этих элементов составляет любой вид души, в том числе и человеческую. В человеческой душе же он различал 2 силы - умозрительную (бессмертна) и познавательную (субстанция познавательной деятельности человека).

Аверроэс – знаменитый арабский философ, автор переводов многих античных работ по философии, в том числе и Аристотеля. Создал пантеистическое учение о единстве действия мирового принципа, позднее отвергнутое средневековыми схоластами. Большая часть его трудов была принята на вооружение церковными философами. Так же создал работу по медицине, позже переведённую на латинский язык.

Относительная истина и абсолютная истина. Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима.

Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Термин относительная истина неудачен, более точным был бы термин частичная истина.