Аристотель - учение о четырёх причинах и Перводвигателе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
Материальная причина (отвечающая на вопрос «Из чего?»);
Материя - бесформенное и неопределённое вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определённое по существу, ни как определённое по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее». Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле - это «то, из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает»);
Формальная причина («Что это есть?», когда форма активно проявляет себя);
Ключом к пониманию формы (морфэ) Аристотеля является отождествление ее с сутью вещи, с сущью бытия вещи. Форма - не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое соответствует самостоятельно существующим вещам. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность»,- подчёркивает Аристотель (VII, 7)
Действующая, или производящая, причина («Откуда начало движения?», она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность);
У Аристотеля выражается термином 'энтелехия'; Энтеле́хия - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, осуществление целенаправленного процесса.
Целевая, или конечная, причина («Ради чего?», цель движения).
У Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции (возможности), ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом.
Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое - как источник движения, вторая - как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придаёт ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия - не стихийные, а целеустремлённые, а в случае успеха при реализации цели в материале - и энтелехиальные.
Все четыре причины извечны. В 'Метафизике' сказано: «Все причины должны быть вечными» (VI, 1). Материальная причина несводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной. Четыре причины распадаются на две группы: на материю и «совечную» ей формально-движуще-целевую причину. Тем самым «первая философия» оборачивается теологией.
Перводвигатель, центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырех причин вообще – см. «Метафизика»). С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.