... > Философия > Аристотель - учение...

Аристотель - учение о четырёх причинах и Перводвигателе

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Материальная причина Формальная причина Действующая, или производящая, причина Целевая, или конечная, причина Все четыре причины извечны Перводвигатель первоначалах всего сущего
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

  • Материальная причина (отвечающая на вопрос «Из чего?»);

    • Материя - бесформенное и неопределённое вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определённое по существу, ни как определённое по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее». Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле - это «то, из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает»);

  • Формальная причина («Что это есть?», когда форма активно проявляет себя);

    • Ключом к пониманию формы (морфэ) Аристотеля является отождествление ее с сутью вещи, с сущью бытия вещи. Форма - не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое соответствует самостоятельно существующим вещам. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность»,- подчёркивает Аристотель (VII, 7)

  • Действующая, или производящая, причина («Откуда начало движения?», она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность);

    • У Аристотеля выражается термином 'энтелехия'; Энтеле́хия - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, осуществление целенаправленного процесса.

  • Целевая, или конечная, причина («Ради чего?», цель движения).

    • У Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции (возможности), ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом.

Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое - как источник движения, вторая - как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придаёт ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия - не стихийные, а целеустремлённые, а в случае успеха при реализации цели в материале - и энтелехиальные.

Все четыре причины извечны. В 'Метафизике' сказано: «Все причины должны быть вечными» (VI, 1). Материальная причина несводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной. Четыре причины распадаются на две группы: на материю и «совечную» ей формально-движуще-целевую причину. Тем самым «первая философия» оборачивается теологией.

Перводвигатель, централь­ное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перво­двигателе представляет собой выделение «движущей причины» применитель­но к космосу в целом (в ряду четырех причин вообще – см. «Метафизика»). С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целе­сообразность природы и обосновать вечность мира.