Аспекты науки

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

специфический тип знания познавательная деятельность Как социальный институт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Как специфический тип знания

Исследуют логика и методология Н. Главная проблема– выявление тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Обычно называют признаки НЗ: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность. Однако действительная Н. не подчиняется единым правилам, но если научный идеал знания недостижим, следует ли от него отказываться? Нет, т.к. цель любого идеала – указание желательного направления движения.

Как познавательная деятельность

Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель: получение нового НЗ, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы. Три основные модели изображения процесса научного познания:

  • Согласно эмпиризму научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез;

  • Теоретизм считает исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в научном мышлении;

  • Проблематизм исходный пункт - научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос. Циклическая схема научной деятельности Поппера;

Современная научная деятельность не сводиться к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности, направленной на создание новых потребительных стоимостей.

Как социальный институт

Роль и место Н. как социального института видны в ее социальных функциях. Главные:

  • культурно-мировоззренческая функция, характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир;

  • функция непосредственной производительной силы, с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью;

  • функция социальная, роль науки как социальной силы проявляется в том, что в современных условиях НЗ и методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д;