1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. БЕРДЯЕВ - ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА, СВОБОДЫ. ПЕРСОНАЛИЗМ БЕРДЯЕВА: ТЕМА ЛИЧНОСТИ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ БЕРДЯЕВА

Бердяев - проблема творчества, свободы. Персонализм Бердяева: тема личности. Философия истории Бердяева

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Суть философии Бердяева Природа человека свобода Творчество общество
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Суть философии Бердяева - "познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самостоятельный характер.

Природа человека. По Бердяеву, бытие проявляется и обрывается через человека. Человек есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Человек есть пересечение двух миров - высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая - с необходимостью, природой, материей. Бердяев различает понятие "личность" и "индивид". Он пишет "Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая". Двойственная природа человека выражается также в том, что "он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного". Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность с его природной стороной. Сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели

Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествления человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность. Если на место Бога ставится человек, то люди могут стать на путь "человекопоклонства". С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека "есть форма идолопоклонства".

По Бердяеву, двойственная природа человека порождает вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное - он подчинен необходимости и не может вырваться за её рамки.

Свобода и творчество. По Бердяеву, свобода - это сущность человека, связанная с его духом, это его "внутренняя творческая энергия". Свобода не только важнее справедливости, но и самой жизни. Свобода главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена и ограничена природой человека.

Творчество, по Бердяеву, это есть главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле, т.е. о "миротворчестве", которое находит свою "объективацию" в культуре, науке, искусстве и т.д.

Но творчество также противоречиво. В акте творчества человек свободен, он преодолевает "низший" мир - природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет "объективацией". Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу "объективации", которая обезличивает человека, создает психологию раба. Бердяев считает, что богословие, которое рассматривает Бога как "Господина", тем самым унижает человека.

Социальная антропология. По Бердяеву, общество - это объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. Общество является частью личности, её социальной стороной. Объективированное общество подавляет личность, в нём царит разобщенность людей. По мнению Бердяева, высшим типом общества является такое, в котором объединены принцип личности и принцип общности.

Для достижения такого общества необходимо не техническое переустройство, а духовное возрождение. По Бердяеву, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм(религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца), пронизывающий все общество, его культуру и сознание. Бердяев осуждает крайности славянофилов и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Он считает, что Россия стоит в центре миров Востока и Запада и должна сознавать себя "Востоком-Западом", соединителем, а не разделителем их.