... > Философия > Бессознательное в психоаналитической...

Бессознательное в психоаналитической мысли конца XIX – начала XX века

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Психоанализ Предметом изучения психоанализа Зигмунд Фрейд Анализируя бессознательное Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я)
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Психоанализ - направление философской мысли, система психологических методов и теорий, которая предназначена для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Данное направление является также одним из методов психотерапии, получившее широкое распространение в Европе XX века. Оно оказало существенное влияние не только на философские школы, но и на всю духовную культуру - театр, музыку, искусство, литературу, социальные и политические доктрины.

Одной из особенностей данного направления является обращение к человеку, а также ориентирование на постижение человеческой психики во всех ее аспектах.

Предметом изучения психоанализа являются бессознательные мотивы человеческого поведения, которые берут свое начало в скрытых психических расстройствах личности. Они раскрываются через ассоциации, высказываемые человеком в ходе психоанализа.

Основателем психоанализа в классической его форме является австрийский ученый, врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Сам Фрейд признавался, что на него оказала значительное влияние философия жизни Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные стороны сознания автора книги «Так говорил Заратустра», Фрейд рассматривал ее не только с позиций философского анализа, но и как врач-психоаналитик. О себе же З. Фрейд говорил, что относится к тому типу людей, которые по выражению Хеббеля «нарушили покой мира». Его работы, такие как, «Психология бессознательного», «Толкование сновидений», «Введение в психоанализ», «Недовольство культурой», внесли огромный вклад в развитие психологии как науки XX века, осветив главные вопросы устройства личности человека и его подсознания.

Согласно Фрейду, основными факторами, руководящими и направляющими психику человека, являются удовольствие и вытеснение. Психика постоянно ищет пути к удовольствию, а вытеснение вытесняет неприемлемые, запрещенные желания и идеи. Вытесненные желания подвергаются сублимации, то есть преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества. Все, что вытеснено в бессознательное - нереализованные идеи и желания, а также отрицательные эмоции, рано или поздно, дают о себе знать посредством различных «случайных» действий, странных поступков, оговорок или описок.

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, они являются продуктом психической активности человека, выражая нереализованные потребности, которые возможно удовлетворить во сне с помощью усилий собственного воображения и обрести, таким образом, душевное равновесие и удовлетворение.

З. Фрейд считал, что различные душевные переживания человека, выражаются в абсурдных и символических образах во снах, так называемой продукции сна. Она есть не что иное, как способ обмануть собственное подсознание и разум для выхода желаний, которые находятся под запретом. Следовательно, во снах скрываются потаенные желания, о некоторых из них человек порой даже не догадывается и сам. Чем более значимо то или иное переживание или желание для человека, тем более абсурдный и фантастический характер оно обретает во снах. Тайный смысл сновидений, по мнению Фрейда, можно раскрыть лишь с помощью психоанализа.

Анализируя бессознательное, Зигмунд Фрейд заимствует у А.Молля и вводит в обиход термин либидо как полового инстинкта или сексуального желания. Он видит в нем такой вид энергетики, который оказывает влияние на всю жизнь человека и связывает с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, а также любовь к человечеству.

Таким образом, З. Фрейд делает заключение, что данный импульс может быть разряжен в каком-либо действии, подавлен сознательным и вытесненным обратно в бессознательное или же сублимирован, то есть, трансформирован и направлен на более высокие сферы деятельности, такие как, искусство, мораль, политику и т.д. Отсюда вытекает основной вывод философии психоанализа: вся человеческая культура была создана на основе сублимированного желания, которое нашло выход в других видах деятельности.

На смену топической модели психического аппарата приходит динамическая, которая состоит из: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я). Ид (Оно) действует по принципу удовлетворения с помощью первичных процессов и рефлекторных действий. Структура Эго (Я) формируется из Оно, появляясь с возникновением знаний о внешнем мире. Основа Эго это вторичные процессы, а цель данной инстанции является сохранность целостность психики и организма посредством отсрочки удовлетворения инстинктов. С помощью специальных механизмов, называемых защитными, обеспечивается снижение тревоги и стресса. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала, а также представляет собой систему ценностей, стандартов, соотносит мысли и поступки человека с общепринятым нормами поведения в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из уровней психики человека живет своей отдельной жизнью, а реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, так как жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, обществу, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.