Бытие как философская категория
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философское учение о бытии называется онтологией (онтос – сущее, логос – слово, закон, знание). Категория бытия является исходной в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Она выступает в качестве системообразующего принципа философской картины мира.
Бытие, как философская абстракция, т.е. отвлеченное понятие – это категория, обозначающая основу существования. Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование.
Вместе с тем человек в свое время осознал, что в окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть и «эффект отсутствия». В действительности нет многих мыслимых, воображаемых, желаемых предметов, а существующие вещи «да и сами люди» рано или поздно погибают, уходят «в никуда». Так постепенно в человеческой культуре возникает мысль о небытии, которая позже оформляется в соответствующее философское понятие. Категория небытия обозначает отсутствие, нереальность любого конкретного сущего.
Вопрос о бытии возникает одновременно с самой философией, в историческом плане его появление можно рассматривать как переход от мифологического к философскому осмыслению мира. Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (VI – V вв. до н.э.) для обозначения и одновременно решения одной актуальной проблемы.
Парменид отождествлял бытие и мысль. Он утверждал, что одно и тоже есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, а небытия нет.
Основные формы бытия:
Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;
Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;
Бытие общества или иначе, социальное бытие;
Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия;
Материальное бытие, произведенное человеком.