Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Человек как предмет философского анализа
В античной философии человек рассматривался как составная часть мироздания, космоса. «Человек – это мера всех вещей», — утверждали древнегреческие софисты.
Для Сократа главный интерес представлял собой внутренний мир человека.
Платон развил учение о человеке как о двойственном существе, имеющем бренное тело и бессмертную душу. Аристотель писал о том, что человек — существо «политическое», т. е. существующее только в полисе, в сообществе людей.
Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории.
В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего его мира.
В Новое время формируется понимание человека как субъекта познания.
В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности.
Биологическое и социальное в природе человека
Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой — он является частью природы, животного мира.
Антропосоциогенез — это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными.
Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:
управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности);
целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных);
антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга);
развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).