1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНЫ И БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ В БУДДИЗМЕ

Четыре благородных истины и благородный восьмеричный путь в буддизме

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Благородная истина о страдании Благородная истина о происхождении причин страдания Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания Благородный Восьмеричный Путь состояние «ниббаной»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Несмотря на наличие множества самых различных школ в буддизме, в их основе всегда лежат Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь.

Благородная истина о страдании.

Первая Благородная Истина повествует о том, что где бы ни находились живые существа и в каком бы обличии не пребывали, везде – в грубой или в утончённой форме – присутствует неудовлетворённость и страдание. Всюду есть старость и смерть. Всюду есть соприкосновение с неприятными ощущениями и ситуациями.

Благородная истина о происхождении причин страдания.

Вторая Благородная Истина обозначает причины, которые приводят к возникновению страданий. Причиной возникновения страданий Будда называл неутолимые желания и страсти живых существ. Везде, где есть жажда удовольствий и приятностей, всегда присутствует разочарование и неудовлетворённость от неполучения желаемого, от потери желаемого или от пресыщения желаемым.

Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин.

Третья Благородная Истина указывает на состояние, свободное от любых видов страдания. Будда называл такое состояние «ниббаной».

Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания.

Четвёртая Благородная Истина раскрывает метод, который ведёт к счастью, благополучию, уменьшению жизненных проблем, а в конечном счёте – к обретению ниббаны – полному избавлению от страданий. Так как этот метод содержит в себе восемь составляющих, он называется Благородным Восьмеричным Путём.

Благородный Восьмеричный Путь – это одна из основ учения Будды. Он описывал его как путь, ведущий к прекращению страданий (дуккха) и к достижению само-пробуждения.

Этот путь нужен для развития прозрения в истинную природу всех вещей (в реальность) и для уничтожения жажды, злобы и невежества – то есть так называемых «трёх корней порока», которые присутствуют в уме каждого непросветлённого существа. Благородный Восьмеричный Путь – это четвёртая из Четырёх Благородных Истин Будды, и в то же самое время, первый элемент этого Пути – это понимание всех четырёх Благородных Истин.

Все элементы Пути начинаются со слова «правильный», которое на языке пали звучит как «самма». Для большей точности, собранности и связанности можно также отметить, что это слово означает «идеальный» или «совершенный».

В буддийской символике Благородный Восьмеричный Путь обычно представляют в виде «колеса Дхаммы», в котором восемь спиц означают восемь элементов пути. Тексты описывают древний путь, по которому шли и который практиковали все предыдущие будды. Говорится, что Благородный Восьмеричный Путь ведёт практикующего к само-пробуждению и освобождению. Будда научил этому пути и своих учеников, чтобы они также могли пройти по нему.