1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ

Чувственное познание, его особенности и формы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Познание Ощущение Восприятие Представление Классификация представлений
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Существует 3 формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств.

У человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Для познания человеком вещей и процессов природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Восприятие – это такое отражение предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов.

При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди этих особенностей наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

В современной философии (феноменологии) выделяют различные уровни восприятия:

  • восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном);

  • восприятие конкретного предмета (веревка, а не змея);

  • понимание, что объект существует независимо от моего сознания;

  • сознание, что именно я воспринимаю этот предмет;

  • понимание, что мое восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент».

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействующих на наши органы чувств в прошлом.

Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается, опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Классификация представлений включает:

  • образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия);

  • образы-предположения (образы героев художественных произведений, написанных пейзажей);

  • образы-модели (модель атома);

  • образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (посадить сад, вылечить больного);

  • образы-символы и т.д.

Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.