Чувственное познание, его особенности и формы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Существует 3 формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств.
У человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Для познания человеком вещей и процессов природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.
Восприятие – это такое отражение предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов.
При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди этих особенностей наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.
В современной философии (феноменологии) выделяют различные уровни восприятия:
восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном);
восприятие конкретного предмета (веревка, а не змея);
понимание, что объект существует независимо от моего сознания;
сознание, что именно я воспринимаю этот предмет;
понимание, что мое восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент».
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействующих на наши органы чувств в прошлом.
Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается, опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.
Классификация представлений включает:
образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия);
образы-предположения (образы героев художественных произведений, написанных пейзажей);
образы-модели (модель атома);
образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (посадить сад, вылечить больного);
образы-символы и т.д.
Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов.