... > Философия > Cредневековая европейская философия

Cредневековая европейская философия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

христианство Патристика «схоластика» проблема «универсалий» реализм номинализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Отличительной чертой философии Средневековья была ее тесная связь с монотеистической религией. Враждебное отношение «отцов церкви» к «языческой» античной философии привело к ограничениям в изучении наследия древних авторов. Философия превратилась в «служанку богословия». Истинной философией признается лишь христианство, а под философствованием понимается истолкование священных текстов.

В развитии средневековой философии выделяют два периода:

  • патристика (II-X вв.);

  • схоластика (XI-XV вв.).

Патристика (от лат. pater - отец) — это система религиозно-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших христианские идеи.

Для патристики характерна идея подчинения разума вере. Крупнейшим представителем патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии, был Аврелий Августин. Августин решает две важнейшие проблемы: свобода личности и динамика общечеловеческой истории.

Само понятие «схоластика» (от лат. schole - школа) означало «ученость» и обнимало своим содержанием преподавание и исследования, которые велись во всех школах, в том числе, и в университетах. Схоластическая философия была ориентирована на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения.

Центральной проблемой, которая разделила схоластов на два лагеря - реалистов и номиналистов, была проблема «универсалий». Сторонники реализма (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что общие понятия (универсалии) обладают подлинной реальностью. Существуют «дерево вообще», «человек вообще» и т.п. как духовные сущности, прообразы, которые порождают единичные вещи. Позиция же представителей номинализма (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) заключалась в обосновании тезиса о том, что универсалии лишь имена вещей, а реальны единичные вещи. За вопросом об универсалиях скрывалось обсуждение проблемы божественного бытия, поскольку бог в средневековой философии — самое универсальное понятие.