Деятельность и практика - Структура, формы и функции практики в процессе познания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, которая заключается, в целесообразном изменении и преобразовании мира и самого человека.
Специфика человеческой деятельности по сравнению с поведением животных:
Деятельность человека носит осознанный характер – человек действует в соответствии с поставленными целями, по заранее обдуманной программе; животные следуют бессознательно, на основе инстинктов и рефлексов;
Биологически не запрограммирована - профессиональные навыки человека вырабатываются в процессе жизни в обществе;
Деятельность человека носит социальный характер – она направлена на удовлетворение социальных потребностей, а биологические потребности являются социально-скорректированными;
Деятельность человека носит опосредованный характер – она с помощью предметов-посредников и с помощью знаков-посредников (с помощью понятия языка), а животные действуют биологическими органами (кости, лапы, зубы).
Типология деятельности:
Выделяют 5 видов деятельности в зависимости от цели деятельности:
Познавательная;
Преобразовательная;
Ценностно-ориентационная;
Коммуникативная;
Художественная.
Выделяют 2 вида деятельности в зависимости от характера деятельности:
Материальная;
Духовная;
Практика – есть материальная, предметно-чувственная деятельность человека, по преобразованию природы и общества. Впервые значение практики в процессе познания заметили Кант и Гегель, но у них практика объяснялась с позиции идеализма, как духовная активность. У Гегеля практика – как волевая деятельность логической идеи по изменению мира. С позиции материализма практика была объяснена в марксизме.
Гносеологические функции практики:
Практика является основой, фундаментом научного познания, т.к. она дает ученым технические средства познания, а также обеспечивает их всем необходимым для поддержания жизни;
Практика является целью познания – человек познает мир, для того чтобы использовать полученные знания на практике, для улучшения условий жизни;
Практика является движущей силой познания, т.к. она дает фактический материал, который затем обобщается в теории, кроме того практика ставит конкретные проблемы;
Практика является критерием истинности знания – поскольку практика сопоставляет объект и теорию, и устанавливает, на сколько наши предположительные знания действуют к характеристикам объекта.
Структура практической деятельности: в структуре выделяют 2 стороны: субъективную и объективную. Субъективная сторона связана с характеристиками человека и к ней относится: - потребность деятельности; - цель деятельности; - мотив деятельности; - целесообразная деятельность в конкретной форме в виде отдельных действий;
К объективной относится: предмет, на который направлена деятельность; - средства, с помощью которых достигается цель (средства производства: орудия труда); - результат деятельности (готовая продукция).
Основные формы практической деятельности:
Производственная деятельность людей – заключается в преобразовании природы и представляет собой процесс создания материальных благ, является основной по отношению к другим;
Общественно-историческая – заключается в преобразовании общественной жизни;
Научный эксперимент – практическая деятельность в сфере науки, заключается в исследовании объектов путем активного воздействия на них, в ходе эксперимента изменяются либо параметры самого объекта, либо условия среды;
Техническая деятельность – Техника, есть совокупность различных устройств созданных человеком для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Техническая деятельность, есть деятельность по созданию и применению технических средств;