Диалектика и ее исторические типы. Структура диалектики. Альтернативы диалектики: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и отношениях к действительности, а также учение о всеобщих законах развития природы общества и мышления.
Структура диалектики имеет 3 раздела:
Учение о принципах диалектики: принцип всеобщей взаимосвязи, принцип развития.
Учение о законах диалектики: закон единства и взаимодействия противоположностей; закон количественных и качественных изменений; закон отрицания-отрицания.
Учение о категориях диалектики – носят парный или соотносительный характер (причина и следствие, сущность и явление).
Виды диалектики:
Объективная диалектика – диалектика материального мира (природы и общества).
Субъективная диалектика – диалектика мышления. В материализме считается, что объективная диалектика первична, по отношению к субъективной.
Исторические типы диалектики:
Диалектика Древнего Мира (Греции, Китая) – была неполной фрагментарной, положения формулируются в образной форме на примерах.
Диалектика Эпохи Возрождения (Кузанский, Бруно) – связан с наукой.
Диалектика классической и немецкой философии (Кант – учение об антиномиях, Гегель – диалектика в виде системы учения).
Диалектика марксистской философии (Ленин, Маркс)–разработали материалистическую диалектику, диалектика природы и общества.
Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – материалистическая, но не полная.
Диалектика современной философии – разнообразная, есть материалистические и идеалистические идеи.
Догматизм – учение, признающее только абсолютный характер истины и игнорирует относительные истины и её конкретность, т.е. в догматизме оценка событий дается без учета конкретных условий места и времени. Релятивизм – учение признающее только относительный характер истины и игнорирует абсолютность момента в истине. В релятивизме утверждается, что любое знание является условно истинным, и со временем любое знание может утратить истинность (точка зрения махистов). Софистика – учение, в к-ром главный признак предмета подменяется второстепенным, а эклектика – учение в котором главный признак не выделяется совсем и все признаки выделяются равноценными.