Диалектика как философская теория развития бытия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
В историческом развитии диалектики можно выделить три основных этапа:
Древняя диалектика. Во многом носит стихийный характер, прослеживаются основные идеи диалектического миропонимания – развития бытия, его целостности, противоречивости и т.д;
Идеалистическая диалектика Немецкой Классической Философии (конец ХVIII – ХIХ вв.). Гегелем были сформулированы основные законы и категории диалектики как всеобщей теории развития. Вместе с этим диалектически развивается у Гегеля лишь духовное, абсолютная идея;
Материалистическая диалектика. Представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
В современных условиях диалектика переосмысливается под влиянием синергетики.
Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (т.е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики. К основным законам диалектики относятся:
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явлений в новое качественное состояние.
Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «развитие по спирали» и т.п.).
Неосновные законы диалектики конкретизируют развитие с помощью парных категорий: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, часть и целое, содержание и форма, единичное и общее.
Причина – это то явление, которое вызывает к жизни, изменяет какое-либо другое явление. Любое явление является следствием той или иной причиной. Причинная связь может быть однозначной и вероятностной. Однозначная: причина порождает однозначно предсказуемое следствие и жестко связана с ним. Это имеет место в механическом мире. Вероятностная: одна и та же причина может породить различные следствия.зависит от ситуации.
Развитие – это переход от одной действительности к другой за счет реализации тех возможностей, которые были присущи прежней действительности.
Необходимость означает все явления, которые вытекают из внутренней природы вещей и в данных условиях произойдут обязательно. Случайными обозначают те явления, которые следуют из стечения обстоятельств, поэтому могут быть, а могут и не быть.
Целое – это система взаимодействующих элементов. Часть – любой составной элемент данного целого.целое обладает новыми качествами, которых нет у его частей. Понятия «часть» и «целое» относительны. Части, входя в целое, не лишаются самостоятельности, т.е. они сами могут активно влиять на целое. Целое, хотя и зависит от частей, играет ведущую по отношению к ним роль.
Содержание – это совокупность всех его частей и отношений между ними. Форма – способ организации и существования данного содержания. Содержание должно быть оформлено, а форма содержательна.