1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Диалектика как учение о развитии. Диалектика Древней Греции

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Диалектика Принципы Аристотель Категории
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика - наука спорить. Сократ: переход от частных случаев (красивая девушка, красивый конь, мужество...) к искомым общим их определениям. Его ученик- Платон: Д. как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям - идеям. Д. как искусство спорить развилась в средние века.

Важн. место в Диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Каждым предметом Д. явл. универсальные связи типа связь единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина - следствие", "единое - общее", "явление и сущность". категории зависят от социал. - историч. этапа. Гегель: тезис, антитезис, синтез. Античная Диалекетика - Гераклит, идеалистическая - Гегель, материалистическую.

Диалектика – способ философствования и достижения истины. Д связана с понятием, с мыслью. Кант рассм Д как диалект категорий. Мышление и бытие – тождественны. Д мысли – Д бытия (Гегель). Это взаимопереход мысли, понятия, бытийных форм. Д. Гегеля наследует Маркс, но у Гегеля мышл и бытие – тожд, т.к. мышление порождает бытие, а у Маркса – наоборот.

Принципы: 1) Развития. Суть: все необх-мо рассматривать как процесс, т.е. развитие. Прогресс, регресс, однолинейность – это оценка развития. Развитие это кач-е изм-я связанные преемственной связью. 2) Всеобщей связи. Необх-мо рассм-ть как связь с др. объектами. Качество и св-ва возн-т при наличие отношений.

Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.