Динамика научного знания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Изменение, развитие и рост знания были подмечены в античности. Гегель отмечал, что истина – это процесс, а не готовый результат. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Процесс м/ рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д
В современной западной Ф. проблема роста и развития знания является центральной в ФН. В связи с эти выделяют 2 подхода понимания развития знания:
Эволюционная эпистемология (ЭЭ);
Постпозитивизм (ПП).
ЭЭ строит свои модели развития знания на основе общей теории органической эволюции, т.е проводя сходства механизмов развития знания по аналогии с живой природой. Представители ЭЭ полагают, что высокоструктурированные организмы и концептуальные системы могут в результате управляющих воздействий самоорганизовываться и создавать устойчивый динамический порядок.
Наряду с ЭЭ развитие знания разрабатывал ПП (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд).
Особенности: ограничение роли формальной логики в объяснении нового знания, рассмотрение истории науки как диалектического процесса, отказ от жестких разграничений эмпирии и теории, Н. и Ф., научной и вненаучной форм знания; характерно стремление их гибко сочетать, механизм развития Н. рассматривается как единство количественных (нормальная Н.) и качественных (Н.революция) изменений (Т.Кун). Учет социально-культурных факторов, влияющие на рост и развитие Н, признание роли Ф. как одного из факторов Н.исследования в отличии от неопозитивизма. Замена верификации на фальсификацию.