Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Специфика греческой философии — стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Представителей милетской школы называли физиками. Ранних греческих философов обычно называют «физиками», «физиологами» или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об «архе» (первоначалах мира).
Милетцы положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
Представители милетской школы:
Фалес — родоначальник европейской науки и философии. Фалес выдвинул идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во воде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания.
Анаксимандр — основная идея: бесконечность миров. Первооснова — айперон — неопределенная и бесконечная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным.
Анаксимен — первооснова — воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.
Элейская школа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое.
Представители элеатов:
Парменид — философ и политический деятель, провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей. Центральная идея — бытие, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Бытие есть, небытия нет.
Зенон — философ и политический деятель. Вся его жизнь — борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику.
Гераклит — подчеркнул одну сторону противоречивости бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Первоначало — огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако его диалектика, еще не свободна от образной формы. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, а скорее отдельные гениальные наблюдения.