Досократическая философия: физические принципы истолкования сущего в Милетской школе, в атомистике Демокрита
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В досократической философии принято выделять несколько школ, одна из которых — Милетская школа. Это была первая философская школа, возникла она в VI в. до н.э. К философам этой школа относят Фалеса и его последователей: Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора и Эмпедокла.
За основу милетские философы брали природу, физис (в смысле представления в фундаментальной реальности в противовес вторичной, тому, что невечно и приходящее). Большинство первых философ полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие вещи состоят, из чего, как из первого, они возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. Это они и полагали началом сущих вещей.
Фалес считал, что «все есть вода» и мир возник из самоодушевляющейся стихии, которая движется и изменяется, принимая разнообразная формы. Жизнь — влага, все приходит из воды и заканчивается в ней, высыхание — смерть.
Фалес был родоначальником такого рода философии и считал материальное начало — водой, а космос он считал одушевленным и полным божественных сил. «Все полно богов» - жизнь первична, все одушевлено и связано с первоначалом. И такое материальное начало в милетской школе называли архе — основополагающий принцип или начало, которое и правит природой и составляет ее суть, материальное начало. Здесь считалось, что «фюзис» - природу необходимо объяснять из понятий самой природы; стихии как архе: вода, огонь, земля, воздух.
Анаксимен считал первоначалом ничем не ограниченную воздушную субстанцию, которая сгущается при охлаждении в воду, затем в лед (землю), а при нагревании сжимается в «огонь».
Анаксимандр все (включая и воду) считал производным физиса (бесконечной природы). Он принял за субстрат «апейрон» (лишенное границ, беспредельное), который и дает начало всем вещам. По Анаксимандру апейрон вечен и никем не сотворен.
Эмпедокл и Анаксагор признавали существование особой движущей силы, так как элементы у них сами по себе неподвижны. По Эмпедоклу, существуют четыре элемента (земля, вода, воздух и огонь) и две движущие силы: Любовь (сила притяжения) и Вражда (сила отталкивания). Элементы соединяются между собой в различных количественных соотношениях, и таким образом возникает разнообразие сложных вещей. Эмпедокл считал, что стихии не возникают и не исчезают: лишь их вечно подвижные сочетания подвержены переменам. Земля, вода, воздух, огонь являются вечными; Они смешиваются друг с другом и вновь расходятся под действием двух изначальных сил – Любви и Раздора.
Анаксагор считал, что вселенную составляет гомеомерий — бесконечное число микроскопических семян, различных по своим качествам.
Демокрит относится к атомистам. К физическим принципам его философии можно отнести следующие:
невозможность существования небытия;
Атомы — неделимые, невидимые из-за малости частицы. Они являются несотворенными, неизменяемыми и единообразными;
Атомы вечно хаотично движутся в пустоте, их соединения многообразны;
похожие атомы соединяются, непохожие — разъединяются;
атомы, пустота и движение дают объяснение всему сущему.
Познанием он считал результат контакта и взаимодействия атомов с нашими чувствами. «Качество» принадлежит области субъективных ощущений. Демокрит рассматривал все явления вселенной как результат сочетания движений простых тел, определенной и неизменной фигуры. Тела получают первый толчок, откуда возникает некоторое количество действия, которое измеряется в каждом атоме, но которое остается неизменным во всей массе.