Древнеиндийская философия и ее основные школы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим начало философской традиции в Древней Индии были Веды («знания»), конец VIII в. до н.э.
Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение. Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, он ее часть.
Различие между растениями, животным и человеком непринципиально, ибо люди, подобно животным и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно, душа вечна. Она невидимый двойник тела. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. Таким телом может быть не только человек, но и животное, насекомое, растение.
Середина I тыс. до н.э. сыграла в истории Древней Индии особую роль. Начиная с VI – V вв. до н.э. возникают философские школы. Их было 9. Они делятся на ортодоксальные (неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения; последовательный). (астика) и неортодоксальные (настика).
Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и следуют заложенным в них традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.
Неортодоксальные школы отрицают либо полностью, либо частично ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и локаята (чарваки).
Итак:
Важнейшей, определяющей особенностью философии Древней Индии является то, что она возникает и развивается под воздействием религиозно-мифологического мировоззрения;
Преобладание религиозно-мифологического окраса в древнеиндийской философии задавало индусам высшие ценности, связанные с поиском смысла жизни, назначением бытия (существования) человека, его ориентацией в мире. Главные из них: освобождение человека от страдания, от бесконечного, беспрерывного круга рождений и смертей – «колеса сансары» и достижение нирваны – смысло-жизненной цели и этического идеала. Это достижение возможно через нравственное самосовершенствование;
Философская мысль Древней Индии исходит из следующих идей:
– всеобщей одушевленности;
– единства всего сущего и, связанного с ней,
– учения о переселении души.
Проблемное поле древнеиндийской философии – это прежде всего проблемы этико-психологического плана. В центре внимания не столько явления природы, окружающей человека, сколько сам человек, его духовный мир;
Даже чувственность рассматривается как средство духовного самораскрытия и самосовершенствования человека. Высшим типом знания является самопознание;
Индийская философия решает проблему соотношения человека и мира в основном на путях миро- и жизнеотрицания, в то время как европейская – на путях миро- и жизнеутверждения;
Спецификой древнеиндийской философии является ее слабая связь с наукой;
К важнейшим категориям философии Древней Индии следует отнести: Брахман – космическая душа, Атман – индивидуальная душа, Брахман – Атман в единстве; сансара; карма; дхарма; ахимса; мокша (освобождение), нирвана (угасание).