Древний Восток через призму западной̆ культуры ХХ века
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, естественному развитию. Восток провозглашает принцип познания или постижения мира через отождествление и слияние с ним: «Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего». Ключевыми понятиями в этом процессе являются «Пустота» («шуньята», санскр.) или «Недеяние» («увей», кит.). Эти термины во многом характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее, напротив: говорят о запредельности, сверхреальности, единственной и неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем.
Для западной культуры самой важной частью религии представляется структура, присущая только ей и устанавливающая, является ли человек католиком или протестантом, соглашается или не соглашается с догматами веры. Для восточного типа сознания это несущественно, так как оно инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».
Восток отличается от Запада обращенностью рефлексии не к предметности опыта, а скорее, к самому факту присутствия бытия, к «таковости» вещей, к чистой бытийности сознания. Подобная ориентация мысли равнозначна стремлению постичь сами пределы сознаваемого.
Если в античной философии основополагающая метафора сознания – это восковая дощечка для письма (а в философии Нового времени сознание мыслилось подобным контейнеру, обладающему определенным содержанием), то для восточной мысли оно предстает как бы опрокидываемым сосудом, изливающим вовне свое содержимое. Сознание здесь оказывается слитым с непроизвольным проистечением самой жизни, совершен- но открытым и, следовательно, порожним, невесомым, светоносным. Его главное качество – зеркальная непрозрачность.
Восточная традиция, как известно, утверждает величие человека именно в его умалении: ничтожность человека перед неизбывностью самоизменчивой Пустоты есть не что иное, как его величие в причастности к «Единому превращению мира», вселенскому танцу вещей. Но это величие человека – всегда сокровенное, символическое, отсутствующее. Вершина восточной мудрости – постижение мира как зеркала внутренней глубины сознания, которое обращает бытие человека в чистое присутствие, столь же вездесущее, сколь и сокровенное.
На Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Следовательно, какие бы потрясения ни происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Таким образом, первой особенностью Востока выступала устойчивость и незыблемость. Второй важной особенностью Востока было то, что общество здесь не утратило связи с природой, средой обитания. Свои помыслы человек направил не на создание механизмов, возмещающих его недостатки, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, в котором человек не господин, а лишь одна из составных его частей.
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции.
Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного, да и сами религии здесь разнообразны и не похожи на христианство.
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы, так же, как и демократический образ правления. Восточный человек не свободен, а всегда обязан. Причем обязанностью этой он не тяготится, а признает ее вполне естественной. Он должен соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители – дети, муж – жена, вышестоящий – нижестоящий). Долгом этим связаны все – от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев – военного сословия. При любом нарушении самураем «кодекса чести» он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Внимание ученых – философов, культурологов, социологов, психологов – и по сей день привлекают известные слова великого английского писателя Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад. Восток есть восток, и с места они не сойдут, / Пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд». Многие из них соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга никогда. Другие утверждают, что Восток постепенно европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к восточным традициям (философии, религии, культуре, искусству, музыке, медицине, кухне и т. п.).