1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Экономическая организация общества. Способ производства: сущность и структура

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

производством Средства производства Предмет труда Средства труда английской классической школой кейнсианская школа модель субъектов соц.-эконом. прогресса советский экономический
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Средства производства: Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта; Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др.

Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.

Экономическая теория выделяет в человеческом обществе главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных хоз.системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.

4 периода развития эконом.организации чел. общества:

1 период представлен английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главенство ставится прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности «экономического человека». Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально. Различают полную рациональность эконом.поведения (максимум выгоды при минимуме затрат) и ограниченную (отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе). Рост положительного эконом. поведения людей затрудняется и неэконом. компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с развитием человеческого общества.

2 период хар-ет кейнсианская школа и институционализм. В этот период общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства. Существенно затруднено в такой общественной экономической организации достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п.

3 период хар-ся как принципиально новая модель субъектов соц.-эконом. прогресса, отражающую современные реалии. Для периода хар-но изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех или иных составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Этому периоду присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, его отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связи с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Этот период социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми нежесткими общностями.

4 период («советский экономический») хар-тся прежде всего раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. Здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются специфическим образом, в основном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, обмана, приписок и др. Создается благоприятная почва для группового эгоизма, противопоставлявшего интересы отдельных коллективов государственным, что является естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики. Раздвоенность целевой функции «советского экономического общества» не только снижает общую эффективность функционирования экономики, но и вызывает губительные нравственные издержки.

Знание этих периодов позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.