... > Философия > «Эпистемологический анархизм» Пола...

«Эпистемологический анархизм» Пола Фейерабенда

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Фейерабенд против кумулятивизма в науке методологического анархизма В концепции Фейерабенда формирования гипотезы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В стандартной модели развития теории, которая разрабатывалась в рамках позитивистской традиции, логика открытия и логика обоснования резко разделялись и противопоставлялись друг другу. В концепции Фейерабенда, подчеркивается, что генерация новых идей не подчиняется никаким методологическим нормам и в этом смысле не подлежит рациональной реконструкции.

Суть: против кумулятивизма в науке, согласно которому развитие знания происходит в процессе постепенного накопления. В науке нужен плюрализм (принятие равенства всех типов знания). Нет жестких критериев научности. Он говорит о связях научных с ненаучными. Последние также влияют на науку и обладают самостоятельной ценностью, поэтому в процессе познания нужно использовать все способы познания. Любая теория уместна, если она принята научным сообществом.

В процессе творчества действует принцип «все дозволено», а поэтому необходимо идеал методологического рационализма заменить идеалом методологического анархизма.

В концепции Фейерабенда справедливо отмечается, что самые различные социокультурные факторы активно влияют на процесс генерации научных гипотез. Но отсюда не вытекает, что нельзя выявить никаких внутренних для науки закономерностей формирования новых идей.

Фейерабенд, по традиции резко разделив этап формирования гипотезы и этап ее обоснования, во многом отрезал пути к выяснению этих закономерностей. Между тем рассмотрение этих двух этапов во взаимодействии и с учетом деятельностной природы научного знания позволяет заключить, что процесс обоснования гипотезы вносит не менее важный вклад в развитие концептуального аппарата науки, чем процесс генерации гипотезы. В ходе обоснования происходит развитие содержания научных понятий, что, в свою очередь, формирует концептуальные средства для построения будущих гипотетических моделей науки.